Академический рисунок является фундаментом изобразительной грамотности и обязательной базой для любой художественной деятельности. Уверенно владеть карандашом необходимо не только художникам, но и архитекторам, скульпторам, дизайнерам, модельерам, иллюстраторам, так как любая творческая профессия так или иначе связана с умением видеть и грамотно предавать на бумаге форму и объем объектов, учитывать их конструктивные особенности и пропорции, а также работать с перспективой, светотенью и композицией.

На обучение академическому рисунку у профессиональных художников уходят годы, однако представителям других профессий не всегда требуется столь длительное и сложное обучение — чтобы справляться со своей работой им бывает вполне достаточно знать основы изобразительного искусства и понимать главные принципы и последовательность работы над рисунком.

В силу сложности дисциплины изучение академического рисунка лучше сразу начинать под руководством профессионального преподавателя.

Основы академического рисунка

Начальный уровень владения академическим рисунком подразумевает следующие навыки:
• Построение геометрических тел, понимание их конструкции, формы и объема;
• Умение работать с линией при изображении более сложных живых форм — например, растений;
• Выработка навыков штрихования и работы с тоном;
• Умение верно оценивать и переносить на бумагу пропорции;
• Начальные знания и навыки работы с композицией — понимание того, как правильно разместить на листе изображение, какие приемы необходимо использовать, чтобы подчеркнуть характер объектов, выразить настроение;
• Понимание последовательности ведения работы: от общего к частному, а затем — снова к общему.

Построение геометрических тел

Любой изображаемый объект можно свести к простейшим геометрическим телам — шару, цилиндру, кубу, конусу. Именно поэтому детальное знакомство с конструкцией и свойствами геометрических тел является базовым при изучении академического рисунка. Многие ученики находят эту работу скучной и стараются завершить как можно скорее, чтобы перейти к работе над «настоящими» картинами.

Однако без понимания формы, конструктивных особенностей объекта, верной оценки его объема и места, которое он занимает в пространстве, создать реалистичное, достоверное изображение невозможно.

Практика показывает, что если базовые знания по академическому рисунку не были получены и усвоены, натюрморты, пейзажи и портреты получаются недостаточно убедительными, и, чтобы понять и исправить допущенные ошибки, приходится возвращаться к азам.

Светотень

Выполненные из гипса простейшие геометрические тела, с которых начинается знакомство с академическим рисунком, являются наиболее удобными моделями для тех, кто приступает к изучению законов светотени. Светотень выявляет характер формы и подчеркивает объем предметов, но если построения выполнены с ошибками, добиться верной светотени и реалистичного изображения не получится. Кроме того, для качественной работы со светотенью необходимо владеть штрихом и тоном, а также верно оценивать разницу в тоне на различных участках объекта или композиции.

Городской набросок

Геометрическая и воздушная перспектива

Поскольку геометрические тела являются достаточно мелкими объектами и располагаются близко к рисующему, действие законов перспективы здесь не так очевидно, как при наблюдении, например, архитектурных сооружений.

Неопытному глазу оценить характер перспективных сокращений расположенных близко объектов довольно сложно, и для того чтобы понять, в чем заключается действие геометрической перспективы, необходимы объяснения преподавателя.

К области геометрической перспективы также относится построение теней и отражений. Даже если объект построен верно, но его тень или отражение выполнены с ошибками, изображение утратит реалистичность.
Понять принцип действия воздушной перспективы, возможно, даже сложнее, чем геометрической.

Отчетливо увидеть это явление можно на природе: чем более удален объект, тем менее резкими становятся его очертания. Их скрывают воздушные массы, которые уплотняются по мере увеличения расстояния между нами и объектом. Именно поэтому в академическом рисунке объекты заднего плана никогда не рисуют столь же четко и ярко, как находящиеся непосредственно перед нами — иначе изображение теряет достоверность.

Подготовка по академическому рисунку

Если вы планируете поступать в творческие школы, колледжи или вузы столицы или планируете изучение академического рисунка для любых профессиональных или личных целей, приходите на курсы, разработанные профессиональным архитектором и педагогом с 20-летним стажем, ведущим преподавателем школы №2054 при МАрхИ и подготовительных курсов МАрхИ Кариной Эрнестовной Арутюновой.

Записаться на обучение можно по телефону или через форму на сайте.