Рисунок гипсовой головы является обязательным подготовительным этапом для тех, кто планирует осваивать искусство портрета или хочет поступить в творческий вуз. Если раньше вы уже достаточно потрудились над построением геометрических тел, постановками и натюрмортами, отработали рисунок черепа в нескольких ракурсах, изучив анатомические особенности его строения, и тщательно прорисовали гипсовые слепки частей лица, — значит, вы готовы перейти на следующую ступень мастерства.

Однако не торопитесь приглашать позировать для нового рисунка живую модель. Даже тогда, когда вы владеете всеми перечисленными навыками, добиться портретного сходства с живым человеком — довольно сложная задача, особенно в условиях быстро изменяющегося естественного освещения.

Для того чтобы результат не разочаровал, наберитесь терпения и продвигайтесь поэтапно: переходите к работе над выполненными из гипса неподвижными античными головами. Именно эта деятельность принесет сейчас максимум пользы и поможет получить все необходимые для создания реалистичного и эстетически привлекательного портрета навыки.</p

Зачем рисовать гипсовую голову?

Главной особенностью античного скульптурного портрета — выполнялся ли он с живой модели или по воображению, изображал ли реального человека или мифологического персонажа — является подчинение особенностей индивидуальной внешности сложившемуся в то время канону человеческой красоты.

При этом, хотя все античные художники при работе над головой и следовали эталонным представлениям о красоте человеческого лица и обязательно применяли математически выверенные, канонические пропорции, в античном скульптурном наследии встречаются как достаточно детально проработанные, так и в значительной мере обобщенные изображения головы.

Тем, кто только приступает к изучению рисунка гипсовой головы, не следует сразу выбирать слишком детализированные слепки с античных статуй. Для того чтобы не потеряться в деталях гораздо полезнее начинать работу над человеческой головой с наиболее обобщенных моделей — таких как бог торговли Гермес, спортсмены-победители Диадумен и Дорифор или богини красоты Венеры.

Удобство работы над такой античной головой заключается в том, что модель неподвижна, и ее индивидуальные черты, как было сказано, в значительной мере обобщены. Кроме того, на освещенном искусственном свете белом гипсе значительно удобнее, чем на живом человеке, наблюдать светотень. Важным психологическим моментом является и то, что даже если вы не будете гордиться своими первыми рисунками, они ни в коей мере не разочаруют вашу гипсовую модель.

Основные правила работы над рисунком головы Афродиты

В работе важно запомнить и соблюдать определенную последовательность, двигаясь от предельно обобщенных форм к деталям, и на финальном этапе снова выполняя обобщение получившегося рисунка — но уже на качественно новом уровне.

Изображение женской гипсовой головы следует стандартной логике работы над любой античной головой и включает шаги, перечисленные ниже.

Сначала следует закомпоновать гипсовую голову на листе. Для этого отступаем от верхнего края листа на два сантиметра, от нижнего — на четыре. Со стороны лица на рисунке следует оставлять больше места, тогда как со стороны затылка — меньше. На следующем шаге обозначаем габариты головы и шеи в нужной пропорции, задаём наклон головы и намечаем «шапку» волос.

Далее обозначаем на рисунке скуловые кости, тем самым, разделяя лицевую и боковую части головы. На лицевой части необходимо наметить линии бровей, основания носа и подбородка, а затем обозначить на линии бровей середину — профильную линию.

Двигаемся дальше и намечаем на изображаемой голове глаза и брови. От слезников глаз проводим вертикальные линии к крыльям носа, рисуем основание носа и профильную линию. Затем намечаем фильтр и толщины губ, показываем уголки рта и протягиваем профильную линию дальше — через губы к подбородку.

Волосы при изображении головы обозначаем большими массами — показываем группы прядей. Затем рисуем ухо и выходящую из-под него челюстную кость, которая идёт к подбородку. Ещё одна линия идёт от уха к шее.

В студии

Далее проверяем пропорции головы и более подробно прорисовываем детали. На данном этапе уже можно слегка нанести тон на теневые поверхности изображаемой головы.

Далее необходимо постепенно усиливать тон на границах света и тени, при этом задний план рисунка, включающий затылочную часть с пучком волос, не следует затемнять слишком сильно. На освещённых поверхностях головы необходимо сделать полутона, после чего ещё больше выявить контрасты на границах света и тени.

На завершающем этапе необходимо посмотреть на работу издалека, сравнив ее с гипсовой моделью. Если всё на месте, тон распределён верно, работу над головой можно считать законченной.

 

Несмотря на значительное число моментов и нюансов, которые необходимо учитывать рисовальщику, при наличии достаточного опыта работу над головой можно полностью завершить в течение шести часов или быстрее — ровно столько, к примеру, отводится абитуриентам МАрхИ на вступительном экзамене по рисунку.

Ученики за работой

Частые ошибки при изображении головы

Как было сказано выше, работа над гипсовой головой включает не менее шести важных этапов, каждый из которых разбит на задачи и подзадачи. Неудивительно, что в процессе рисования ученики совершают достаточно много типовых ошибок, определить которые на начальном этапе самостоятельно практически невозможно — для этого потребуется помощь опытного наставника.

Итак, разберем наиболее частые ошибки, которые делают обучающиеся при выполнении рисунков античных скульптурных портретов.

Ошибка №1. Неверное размещение головы на листе, неточно показанное положение в пространстве из-за неверного определения наклона основных осей, ошибочно взятые основные пропорции и габариты.

Ошибка №2. Нарушение последовательности этапов ведения рисунка, переход к мелким деталям и элементам до того, как выявлен объем, характер основной формы и взаимосвязь частей. Не следует начинать работу с вырисовывания контура — вначале нужно изучить и показать особенности больших поверхностей, из которых складывается объем.

Ошибка №3. Неверное определение основных пропорций больших форм, преуменьшение или преувеличение верхней или нижней половины, что впоследствии приведет к затруднениям при размещении на голове более мелких частей и деталей, даже если их размеры и пропорции найдены верно.

Ошибка №4. Слишком сильный нажим на карандаш на любом этапе построения, который приводит к недопустимо темному, перечерненному, линейно-конструктивному рисунку и не позволяет замечать и вовремя исправлять неточности.

Ошибка №5. Недостаточная проработка или формальное отношение к линейно-конструктивному рисунку деталей или отказ от него, чтобы скорее перейти к тоновой проработке лица. Это серьезный просчет, который, в конечном итоге, сильно замедляет работу над рисунком. Недостаточно тщательная работа над конструктивной основой приводит к необходимости основательно переделывать голову, не позволяет добиться качественного, грамотного и художественно привлекательного изображения.

Ошибка №6. Неточное размещение и построение частей, ошибочное определение их положения и пропорций по отношению друг к другу и ко всей голове.

Ошибка №7. Работа над парными частями головы (частями черепа, челюсти, глазами, ушами) ведется не одновременно, что приводит к их значительным искажениям.

Ошибка №8. Перетемненные тени, из-за которых гипсовые модели выглядят так, словно отлиты из чугуна, рефлексы и свет одинаковой силы; перетемненный рисунок в целом.

Ошибка №9. Повышенное внимание к одним деталям или частям работы в ущерб другим, что вместе с ошибками при передаче светотени приводит к появлению раздробленности в рисунке.

Изучение и отработка античных голов для школьников и абитуриентов

Уверенное владение навыками изображения гипсовой головы потребуется абитуриентам и студентам архитектурных и творческих вузов. Так, на экзаменах в московские архитектурные институты в зависимости от выбранного вуза абитуриенты сдают рисунки сложной геометрической композиции, розетки, капители или античной головы.

Экзамены длятся четыре-шесть часов, и их невозможно сдать без серьезной предварительной подготовки — требования вузов высоки, и, невзирая на сложное эмоциональное состояние и стресс, абитуриентам приходиться учитывать множество факторов, чтобы справиться с рисунком достойно.

Столь серьезные вступительные испытания вузы устанавливают потому, что на первых курсах студенты изучают значительный объем дисциплин, требующих уверенных навыков рисунка от руки. Учитывая высокий темп обучения, студенты, которые касались основополагающих (например, таких как геометрические тела, перспектива, светотень, врезки, анатомическое строение головы) тем лишь поверхностно или работали недостаточно тщательно, испытывают в вузе серьезные сложности — вплоть до того, что оставляют учебу или получают отчисление за неуспеваемость.

Поступающим в творческие институты крайне важно готовиться к экзамену по античной голове с преподавателями, которые детально знают требования вузов, профессионально и в нужном объеме объясняют материал и, конечно, внимательно контролируют ход обучения и результаты будущего абитуриента.

Благодаря огромному опыту преподавателей и отработанным обучающим методикам подготовка к экзамену по гипсовой голове в нашей студии занимает 1-2 года в зависимости от исходного уровня ученика.
Заниматься рисунком можно как в группе, так и обратиться к педагогу за помощью в построении индивидуального плана.

97 % учеников студии К.Э. Арутюновой — ведущего преподавателя школы №2054 при МАрхИ и подготовительных курсов МАрхИ — поступают в выбранные творческие институты, колледжи и школы, присоединяйтесь к числу успешных абитуриентов и вы.

Записывайтесь на занятия по телефону или через форму на сайте. До встречи в студии!