Для того чтобы работать над портретом в технике академического рисунка необходима предварительная подготовка. Потребуется отработать обрубовку, экорше, гипсовые слепки частей лица (нос, рот, глаза и уши), мужскую и женскую гипсовую голову и, конечно, основу основ – рисунок черепа. Для того чтобы успешно справиться с этими темами, нужно обладать знанием геометрической и воздушной перспективы и достаточно широким спектром базовых навыков.

Академический рисунок предполагает, что художник в ходе работы соблюдает определенную последовательность шагов, продвигаясь поэтапно, от общего к деталям и снова к общему. Для лучшего понимания анатомических особенностей сложной объемной формы и способов их передачи на плоском листе бумаги учебное изображение черепа делают в трех положениях: анфас, профиль и в три четверти.

 

Ракурсы

 

Этапы рисования черепа

Основная задача рисующего – понять, запомнить и научиться верно передавать конструкцию человеческого черепа, так как особенности строения костей (и мышц, которые в данном уроке мы не рассматриваем) напрямую влияют на форму человеческой головы. Если этот материал прочно усвоен, приобретенные знания и навыки помогут избежать множества ошибок при рисовании портрета, поэтому уделите ему максимум усилий.

Этап 1. Изучение анатомического строения.

Форма головы яйцевидная (овоид), состоит из шарообразной черепной коробки и вытянутой лицевой части, на которой расположены глазницы, челюсти и симметричные парные и непарные кости. Очень важно уже на этом этапе запомнить, что парные части лица, включая и кости на черепе, рисуют одновременно.
Черепная коробка состоит из 8 костей, образующих сферическую форму, лицевая часть – из 14.

 

Пропорции

 

Этап 2. Изучение натуры, определение пропорций, конструктивных (опорных) точек, компоновка в листе. Профильная линия, линии глаз и рта.

Избежать грубых ошибок уже на начальном этапе рисунка черепа поможет знание канонических пропорций головы.
1. Линия, горизонтально проведенная через переносицу, делит высоту головы пополам. Это относится и к работе над черепом.
2. Лицо, от линии роста волос до низа подбородка, делят на три равные части по следующей схеме (ориентируются при этом не на внешние видимые признаки, а на строение костей, присущее черепу): линия надбровья, линия основания носа, линия низа подбородка.
3. На высоте 1/3 от надбровья до основания носа размещают линию глаз, одинаковых по величине парных деталей.
4. Расстояние между глазами составляет длину одного глаза; от наружного края глаза до виска – половину длины глаза.
5. Низ носа расположен на той же линии, что и мочки, а его ширина равна ширине глаза.
6. Уши находятся между линиями носа и бровей.
7. Рот расположен на 2/3 расстояния от подбородка до носа.

Позже, в ходе рисования портрета, вы будете замечать некоторые отклонения от данных канонических пропорций во внешности конкретной модели – они и будут являться индивидуальными особенностями портретируемого. Однако досконально разбирать их необходимо уже на этапе детализации, после того как вы убедитесь, что качественно выполнили общие построения и верно взяли основные пропорции.

 

Как строить голову

 

Этап 3. Построения основных форм.

Легко касаясь карандашом бумаги, наметьте общий силуэт черепа и проверьте правильность его размера, соотношения мозгового и лицевого отделов и композиционного размещения в формате. При размещении пользуйтесь теми же приемами, что и при рисовании портрета: располагайте изображение со смещением от центра и низа листа; изображая модель в три четверти, оставляйте больше пространства в направлении «взгляда», иначе формат будет давить, изображение может выглядеть слишком тяжелым, а работа в целом – негармоничной.

Определите профильную линию, которая условно разделяет форму на правую и левую половины. Эта линия и внутренние точки опоры (характерные выступы и углубления в костях на черепе, которые мы знаем благодаря тому, что ранее изучили анатомическое строение) станут главными ориентирами в процессе дальнейшей работы.
Особое внимание уделяйте правильности пропорций и перспективы. Определите положение линии горизонта и – в зависимости от ракурса – одну или две точки, в которые сходятся линии рисунка.

При работе над черепом и учитывайте и показывайте действие перспективного сокращения. Тщательно производите замеры на натурной модели, постоянно сравнивайте с ней изображение и сразу исправляйте в рисунке неточности.
Наклоны и перспектива

Этап 4. Детализация рисунка черепа.

Начните детализацию с самых крупных и важных форм, затем переходите к скуловым и лобным отросткам, лобным и теменным буграм, надбровным дугам, надпереносью, костям и месту основания носа, линии челюстных костей, скуловым костям и нижнему краю глазниц. Намечая расположение деталей на черепе, по-прежнему постоянно ориентируйтесь на профильную линию.

Наиболее частой ошибкой на данном этапе является повышенное внимание к отдельным деталям в ущерб остальным частям рисунка, тогда как работу следует вести равномерно.

Этап 5. Светотень.

Определите положения источника света, самые светлые, самые темные участки на натурной модели и полутона. Самыми светлыми окажутся поверхности, которые расположены перпендикулярно источнику света и ближе всего к нему. Работая над тенями, не забывайте об участках отраженного от соседних поверхностей света, которые всегда будут темнее, чем полутона в освещенных участках.

Помните и о законах воздушной перспективы: наиболее контрастными будут участки на переднем плане, а по мере удаления от зрителя контрасты смягчаются.
Наносите штрих по форме, с небольшим нахлестом, ритмичными слоями. Штрихи должны не сливаться в единую массу, а считываться аккуратной сеткой. Избегайте слишком резких пересечений и наклонов штрихов в разные стороны.

Если вам необходимо подготовиться к экзамену по рисунку в творческие вузы, колледжи или школы столицы, записывайтесь в студию К. Э. Арутюновой – ведущего преподавателя в школе №2054 при МАрхи и подготовительных курсов МАрхи. Педагоги составят учебный план с учетом вашего текущего уровня, требований учебного заведения, в которое вы планируете поступать, и времени, которым располагаете.