Губы – одна из самых выразительных, привлекающих внимание деталей лица. Во внешность каждого человека они привносят индивидуальные особенности, при этом их анатомическое строение у всех людей одинаково. Невозможно передать портретное сходство, если губы изображены неверно или допущены серьезные ошибки в их построении.
Именно поэтому до того как изображать гипсовую голову, а тем более, голову человека, учащиеся работают над частями лица – носом, глазами, ушами, губами, используя в большинстве случаев в качестве первой модели гипсовые слепки с губами и другими деталями лица знаменитого Давида.
Для того чтобы создать максимально приближенное к натуре, реалистичное изображение, важно выполнять работу над губами в определенной последовательности и двигаться от общего к частному, а затем снова к общему поэтапно.
Как изображать губы карандашом
Этап 1. Знакомимся с анатомическим строением.
Знание закономерностей внутреннего строения объекта, то есть его анатомии – залог того, что вы сможете изобразить модель правильно.
В случае с губами на их формообразование влияют: подковообразная форма обеих челюстей, круглые мышцы рта и квадратные мышцы, которые являются симметричными и парными.
Этап 2. Анализируем форму, выявляем особенности ее строения, типичные для всех людей.
Сомкнутые губы представляют собой овоид. После внимательного изучения гипсовой модели вы увидите, что верхняя губа выступает вперед, – особенно хорошо это заметно, если посмотреть на модель в профиль. Верхняя губа имеет бугорок, середина которого наклонена к ротовой щели и в той или иной степени накладывается на нижнюю губу.
Работая над частями лица, мы также изучаем примыкающие поверхности. Изображая губы, необходимо проследить их связь с носогубными поверхностями, плоскостью, идущей к подбородку, щеками, а также тщательно проработать уголки рта.
Этап 3. Размещаем изображение в формате, определяем пропорции и ракурс. Выполняем построения, учитываем действие перспективного сокращения.
Легкими линиями без нажима наметьте профильную линию; учитывайте ракурс и перспективу. Условная профильная линия является важнейшим ориентиром при размещении частей лица на голове; на губах она проходит посередине. Определите пропорциональное соотношение высоты и ширины гипсовой модели, для замеров можно использовать карандаш – держать его необходимо строго перед глазами в вытянутой, полностью распрямленной руке.
Губы являются парными формами, однако намечать их на данном этапе необходимо цельно, в виде овоида. Далее определите характер линии рта, соответствующий изображаемой модели. Помните, что линия рта – один из главных ориентиров для определения пропорций и размещения деталей головы; знание этого пригодится, когда впоследствии вы будете работать над портретом.
Легкой дугой обозначьте край верхней губы. На ее середине расположен характерный желобок, который определяет форму изгиба верхней губы. Затем постройте фильтр – бороздку, которая идет к основанию носа вдоль профильной линии. Учитывайте, что у края верхней губы она немного шире, чем у основания носа.
Для рисующего отдельную сложность на начальном этапе обучения представляют губы, повернутые в положение три четверти. Прежде чем начнете рисовать, оцените особенности ракурса, а затем внимательно наблюдайте и учитывайте в рисунке действие перспективного сокращения, которое в этом случае выражено сильнее, чем при положении анфас.
Этап 4. Переходим к уточнению деталей и добиваемся портретного сходства, придавая губам индивидуальные, легко узнаваемые особенности.
Уточняя верхнюю губу, соотнесите направление бугорка с профильной линией и нарисуйте его основание при помощи прямых линий. Обратите внимание: линии должны под тупым углом расходиться от профильной линии к рельефным выступам, которые образуют квадратные мышцы.
Работу над нижней губой начинайте с проверки точности ее расположения относительно верхней (ориентируйтесь на профильную линию), далее с учетом перспективного сокращения изобразите парные квадратные мышцы, показав их при помощи овалов. Затем покажите пластику уголков рта и носогубной складки.
Этап 5. Наносим светотень и придаем губам объем.
Проанализируйте положение источника освещения и угол падения света. Определите самые светлые и самые темные места на гипсовой модели, подберите полутона. Для передачи особенностей светлого гипса используйте карандаши HB-B, при необходимости, для самых темных участков можно взять 2B. Применение более мягких карандашей нежелательно, иначе возникает опасность перечернить работу.
Работая над светотенью, не забывайте о воздушной перспективе: чем ближе объект или его часть расположены к зрителю, тем четче линии и контрастнее свет и тени; по мере удаления вглубь условного пространства изображения контрасты смягчаются, а линии теряют четкость, как бы растворяются в пространстве, скрываются за уплотняющимся слоем воздуха.
Рисуйте, соблюдая правила штриховки: в классическом рисунке каждый последующий слой штрихов принято наносить под небольшим углом по отношению к предыдущему. Если угол пересечения слоев слишком велик, добиться равномерного тона и его плавных градаций будет гораздо сложнее, а рисунок будет выглядеть неаккуратно.
Еще несколько полезных советов
Очень важно пользоваться принципом поэтапного изображения. В ходе работы как можно чаще сравнивайте его с натурной моделью, чтобы убедиться в правильном расположении частей друг относительно друга и их построении. Ошибки, которые заметите, необходимо сразу исправлять и только затем двигаться дальше.
Если вы хотите в максимально сжатые сроки научиться рисовать портрет, подготовиться к поступлению в творческие вузы, колледжи, школы, записывайтесь на занятия в студию ведущего преподавателя школы №2054 при МАрхи и подготовительных курсов МАрхи К.Э. Арутюновой.
Оставить комментарий