Изображение человеческого уха необходимо осваивать тем, кто изучает искусство портрета. Голова человека и ее детали являются сложными живыми формами, и при их рисовании начинать необходимо с внимательного изучения и четкого осознания анатомических особенностей строения ушной раковины. При выполнении работы необходимо всегда соблюдать методическую последовательность, продвигаясь от общего к частному, тщательно сверяя пропорции и соотношения частей между собой и с целым, не забегая вперед, насыщать рисунок деталями аккуратно и постепенно.
Рисуем ухо из гипса
В реальной жизни мы воспринимаем человека в целом и вряд ли примемся за пристальное изучение ушей собеседника, если они на то нет особых оснований. Однако неверное изображение, а тем более отсутствие ушей на портрете — случается, что начинающие художники, захваченные работой над портретом, о них забывают — вызовет дискомфорт: «с этой работой что-то не так».
Для работы над деталями головы обычно используют гипсовую модель, обладающую обобщенными характеристиками. Освоив основополагающие принципы изображения, добавить индивидуальные особенности, чтобы добиться максимального портретного сходства с реальным человеком, будет проще.
Для того чтобы правильно нарисовать ухо из гипса, важно соблюдать последовательность, включающую несколько важных этапов.
Этапы изображения уха человека
Начать работу следует с того, чтобы определить место для будущего рисунка на листе. Затем, определив при помощи метода визирования соотношение высоты и ширины, легкими контурными линиями показать общую форму (в обобщенном виде ухо человека напоминает по форме вопросительный знак).
Когда основная форма и пропорции вас полностью устраивают, наступает время переходить к основным элементам – завитку, противозавитку, козелку и противокозелку, показывая особенности его строения. Параллельно можно слегка тонировать полость ушной раковины, однако не увлекайтесь деталями ушей в ущерб целому – работу нужно вести одновременно на всей поверхности изображения.
На следующем этапе, внимательно изучив особенности освещения, необходимо найти самые светлые и самые темные участки на гипсовом ухе, выявить места переломов света и тени и наметить формы падающих теней, а затем приступать к работе с тоном.
При размещении ушей на голове необходимо руководствоваться следующими принципами:
• Изображение анфас или в профиль – верхняя часть уха находится на линии глаз, нижняя – на одной линии с основанием носа.
• При поднятой голове верхние точки ушей визуально смещаются либо остаются примерно на линии глаз, либо смещаются несколько ниже, тогда как мочка переместится существенно ближе к линии рта.
• При наклоненной вниз голове – ухо, наоборот, «перемещается» выше линий глаз и основания носа.
Причина эффекта визуального смещения ушей при наклоне головы — действие перспективного сокращения. Полезно нарисовать уши в разных ракурсах, чтобы лучше понять особенности строения головы, взаимного размещения и соотношения всех ее частей и визуальные изменения, которые происходят под действием перспективы. В дальнейшем, при изображении гипсовых скульптурных портретов и живых моделей, качественно проделанная работа по изучению анатомического строения и изображению частей головы сослужит вам хорошую службу.
Соблюдая предложенную методическую последовательность изображения уха, вы добьетесь того, чтобы созданный вами рисунок выглядел реалистично.
Оставить комментарий