Изображение человеческого уха необходимо осваивать тем, кто изучает искусство портрета. Голова человека и ее детали являются сложными живыми формами, и при их рисовании начинать необходимо с внимательного изучения и четкого осознания анатомических особенностей строения ушной раковины. При выполнении работы необходимо всегда соблюдать методическую последовательность, продвигаясь от общего к частному, тщательно сверяя пропорции и соотношения частей между собой и с целым, не забегая вперед, насыщать рисунок деталями аккуратно и постепенно.

Рисуем ухо из гипса

В реальной жизни мы воспринимаем человека в целом и вряд ли примемся за пристальное изучение ушей собеседника, если они на то нет особых оснований. Однако неверное изображение, а тем более отсутствие ушей на портрете — случается, что начинающие художники, захваченные работой над портретом, о них забывают — вызовет дискомфорт: «с этой работой что-то не так».

Для работы над деталями головы обычно используют гипсовую модель, обладающую обобщенными характеристиками. Освоив основополагающие принципы изображения, добавить индивидуальные особенности, чтобы добиться максимального портретного сходства с реальным человеком, будет проще.

Для того чтобы правильно нарисовать ухо из гипса, важно соблюдать последовательность, включающую несколько важных этапов.

Этапы изображения уха человека

Начать работу следует с того, чтобы определить место для будущего рисунка на листе. Затем, определив при помощи метода визирования соотношение высоты и ширины, легкими контурными линиями показать общую форму (в обобщенном виде ухо человека напоминает по форме вопросительный знак).

Когда основная форма и пропорции вас полностью устраивают, наступает время переходить к основным элементам – завитку, противозавитку, козелку и противокозелку, показывая особенности его строения. Параллельно можно слегка тонировать полость ушной раковины, однако не увлекайтесь деталями ушей в ущерб целому – работу нужно вести одновременно на всей поверхности изображения.

Важно! Постоянно сравнивайте изображение с натурной моделью. Время от времени отступайте от мольберта на несколько шагов, так чтобы одновременно хорошо видеть работу и модель. Сравнивайте и сразу исправляйте замеченные неточности.

На следующем этапе, внимательно изучив особенности освещения, необходимо найти самые светлые и самые темные участки на гипсовом ухе, выявить места переломов света и тени и наметить формы падающих теней, а затем приступать к работе с тоном.

При размещении ушей на голове необходимо руководствоваться следующими принципами:
• Изображение анфас или в профиль – верхняя часть уха находится на линии глаз, нижняя – на одной линии с основанием носа.
• При поднятой голове верхние точки ушей визуально смещаются либо остаются примерно на линии глаз, либо смещаются несколько ниже, тогда как мочка переместится существенно ближе к линии рта.
• При наклоненной вниз голове – ухо, наоборот, «перемещается» выше линий глаз и основания носа.

Причина эффекта визуального смещения ушей при наклоне головы — действие перспективного сокращения. Полезно нарисовать уши в разных ракурсах, чтобы лучше понять особенности строения головы, взаимного размещения и соотношения всех ее частей и визуальные изменения, которые происходят под действием перспективы. В дальнейшем, при изображении гипсовых скульптурных портретов и живых моделей, качественно проделанная работа по изучению анатомического строения и изображению частей головы сослужит вам хорошую службу.

Соблюдая предложенную методическую последовательность изображения уха, вы добьетесь того, чтобы созданный вами рисунок выглядел реалистично.

Если вы хотите освоить искусство портрета, записывайтесь на занятия в студию рисунка К.Э. Арутюновой.
Специальная программа разработана для учащихся школ, которым необходимо подготовиться поступлению в творческие вузы, колледжи или школы – подробности уточняйте по телефону или через форму запроса на сайте.