Мы живем в трехмерном мире. Каждый предмет имеет объем и находится от нас на определенном расстоянии. Но как этот мир 3D перенести на плоскую бумагу, не потеряв при этом ощущение объемности изображения на рисунке? В этом нам помогут законы перспективы.

Изображение строится по определенным канонам, и неважно, что вы рисуете – натюрморт или улицу, уходящую в перспективу.
Если нарушить законы построения, предмет, который находится дальше, может оказаться большего размера, чем нужно, и тогда нарушится вся композиция.

Если перспектива отсутствует, то изображение получится неправдоподобным и примитивным.
Перспектива нужна для создания объема, то есть реалистичной картины мира.

Для придания объемности рисунку также используют рельеф и светотень.
Есть определенные правила, по которым строится изображение. Соблюдая их, вы получите реалистичный рисунок.

Немного теории

Прежде, чем приступать к практике, нам необходимо хорошо изучить теорию. Для начала посмотрим, какие понятия используются в перспективе. Основными являются точка схода и линия горизонта, без них мы не сможем правильно построить изображение.
Перспектива – это лишь оптическая иллюзия. Перед нами стоит задача отобразить на плоскости объемное изображение, то есть передать глубину. Поэтому важно знать, как мы можем создать иллюзию, чтобы сознание воспринимало ее как изображение, имеющее форму.

улица в перспективе
Изобразительное искусство развивалось постепенно. Художники далеко не сразу стали рисовать объекты в перспективе. Например, в средневековой живописи предметы изображались такими, какие они есть в реальности, а не такими, как их воспринимает наш глаз. Поэтому рисунок получался абсолютно плоским.

Принципы построения

Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.

• Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия.
• От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства.
• Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане.
Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга. Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.

Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии, называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.

Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.

Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.

Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.

При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.

Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то и смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.

Линейная перспектива и ее виды

Далее давайте разберем, сколько существует типов линейной перспективы и как же правильно рисовать те или иные объекты, чтобы рисунок получился объемным и реалистичным.

Фронтальная перспектива

Самый элементарный вид пространственного изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Как следует из названия, предмет относительно нас будет находиться с фронтальной стороны. Часть граней будет параллельна, а часть – перпендикулярна линии горизонта. Линии, находящиеся параллельно лучу зрения, будут сходиться в точке схода. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения не будут искажены.

Угловая перспектива

Изображение может находиться и под углом к смотрящему. Тогда у нас образуются две точки схода, а такая линейная перспектива будет называться угловой.

угловая перспектива
Как вы уже заметили, ее отличительной чертой является наличие сразу двух точек, куда будут сходиться линии в перспективе.
Для наглядности за пример возьмем рисунок куба. Если смотреть на него со стороны одной из граней, то ребра геометрического тела будут проходить по линиям схода с двух сторон. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.

Трехточечная перспектива

Еще одним методом построения предмета в пространстве – использование трех точек схода. Такую перспективу еще называют вертикальной или наклонной. При таком типе нужно так же искажать вверх предмета в угловой перспективе. Этот способ часто применяют в своих чертежах архитекторы.

В данном ракурсе эффектно получаются высотные здания, например, небоскребы. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Стоит отметить, что ни одна из линий не будет параллельна картинной плоскости.

Линейная перспектива поэтапно

Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.

основы линейной перспективы

Фронтальная перспектива

Начнем с самого простого вида – фронтальная перспектива. За объект возьмем куб.

Первым делом нам нужно определить базовые элементы, образующие перспективу, то есть, линию горизонта и точку схода. Теоретически, на рисунке их можно расположить в любом месте, но не с каждой позиции получится удачный ракурс.
Теперь мы определяем две линии схода, которые будут обозначать ширину нашего куба. По ним будут проходить грани фигуры, располагающиеся по бокам.
Две линии схода послужат основанием нашей фигуры. Этим мы создаем глубину куба. То есть, прорисовываем левую и правую боковые линии. Далее мы соединяем их двумя параллельными линиями между собой. Эти связующие горизонтальные линии основания будут параллельны линии горизонта.

Далее мы будем рисовать вертикальные ребра фигуры. Для этого мы возьмем две боковые точки, которые находятся на переднем плане. Из них мы проведем по одной вертикальной линии вверх.

Теперь мы проведем еще две линии схода, которые будут пересекать ранее нарисованные боковые ребра будущей фигуры. Этим мы окончательно определили высоту нашего куба.

Если вы заметили, то все линии схода выходят из одной точки, в этом и заключается особенность построения фронтального типа.
Далее нам нужно изобразить переднюю грань куба. Для этого проводим горизонтальную линию между боковыми ребрами. Учтите, что они должны находиться на одной высоте относительно друг друга, то есть, соединяющая их линия будет параллельна основанию фигуры.

Теперь изобразим ребра, которые находятся на заднем плане. Как и в случае с фронтальными линиями, мы их проводим из точек пересечения основания и боковых линий схода. Вести их нужно до пересечения с верхними линиями схода.
Далее мы соединяем эти две линии между собой параллельной основанию горизонталью.

Нам осталось обозначить лишь верхнюю поверхность изображаемого объекта. Проводим два отрезка по верхним линиям схода, тем самым соединяя заднюю часть фигуры с фронтальной.
На завершающем этапе просто стираем лишние линии, которые не должны быть видны. Это линии схода и невидимые ребра.
Конечно, это самый простой пример, но вне зависимости от того, что вы изображаете, принципы построения останутся неизменными. Главное, чтобы перспектива не исказилась.

основы линейной перспективы в рисунке

Угловая перспектива поэтапно

Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.

Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.

Мы разберем изображение нашей фигуры из одной позиции – «с высоты птичьего полета». Это является наиболее простым и понятным примером для начинающих.

Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.

Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.

Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.

Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.

Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.

Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.

Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.

трехточечная перспектива

Трехточечная перспектива и ее этапы

При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.

Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.

Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.

От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.

Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.

На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны.
Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.

Мы как бы начинаем рисовать фигуру сверху. То есть, вначале при помощи линий схода по законам угловой перспективы мы рисуем верхнее основание. Остальные этапы построения будут повторять шаги из предыдущего варианта «вида снизу».
Рисуя самостоятельно, можно допустить ошибки, и у вас могут возникнуть вопросы по правильности построения. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный преподаватель даст основу, подскажет с чего начать и как правильно изображать предметы с любой точки.