Натюрморт — один из самых волнующих жанров живописи, который требует высокого мастерства от художника. С французского это слово переводится как “мёртвая природа” — изображение неодушевленных предметов, определенной композиции объектов. Натюрморты захватывают реалистичностью отображения явлений неживой природы, особым видением автора обычных вещей. Такой жанр невероятно эстетичен и грациозен, так как за счёт фактуры изображаемых предметов и композиции в целом передаётся не только профессионализм мастера, но и эмоционально-психологическое настроение картины. Работа может приносить радость или печаль, вводить в состояние эйфории или фрустрации, всё зависит от смысла, который вкладывает художник, и способе воплощения идеи автора.
Натюрморт учит начинающих художников ощущать перспективу и грамотно её конструировать на рисунке, изображать светотень, фактуру, объем предметов, воплощать целостную композицию, не упуская ни единой детали. Чтобы овладеть реалистичным рисунком, нужно обязательно пройти стадию обучения натюрморту, так как именно этот жанр помогает понять, как “работают” различные техники и приемы в рисунке.
Начать стоит с простых натюрмортов, состоящих из двух предметов быта и одного объекта из гипса. Начинающим художникам не так просто изучить строение объектов, поэтому нужно попробовать нарисовать простые геометрические тела. Также при выборе предметов для изображения стоит учитывать разницу в размерах: для начала не нужно выбирать разномасштабные объекты, лучше чтобы они не сильно отличались по размеру. При этом на пользу начинающему художнику пойдет контраст цветов: сопоставление темных и светлых предметов помогает понять разницу оттенков, особенности формы и структуры изображаемых объектов.
При этом нужно подбирать предметы, следуя определенной концепции: все объекты должны быть объединены композиционно, близки по смыслу и значению друг к другу. Такое творческое видение композиции помогает художнику передавать целостность картины, выражать смысл всего произведения. Именно поэтому в композиции не могут присутствовать посторонние предметы, не относящиеся к замыслу натюрморта. Кроме того, можно выделить предмет, который будет главным на картине. Он может быть более значимым в смысловых или структурных категориях. Остальные же предметы должны подбираться в соответствии с гармоничным сочетанием с основным объектом.
Отдельное внимание в натюрморте стоит уделить освещению: от него зависит, как объекты будут выглядеть на картине. Свет влияет на объём и контраст предметов, а также насыщенность их очертаний на фоне.
Что требуется для натюрморта?
Простой карандаш. Желательно разной мягкости, так как они отличаются функционально. Более твёрдый карандаш (HВ) нужен для создания эскиза, обозначения основных очертаний предметов, более мягкий (НB) подойдёт для отображения светотени и штриховки.
Бумага. Для натюрморта карандашом подойдёт обычный плотный лист любого подходящего Вам формата (для начинающих художников наиболее удобен А4). Обращаем внимание, что бумага не должна быть тонкой, так как при коррекции ластиком она легко повреждается, также она не подходит для растушевки, так как рисунок сразу же становится “грязным”.
Ластик. Как уже говорилось выше, этот предмет необходим для корректировки неточностей. Также ластик необходим в обозначении деталей и приданию рисунку выразительности. Им можно обозначить как блики на тёмном пространстве, так и объём и структуру объектов за счёт светотени.
Нож или лезвие. Эти предметы нужны в первую очередь для затачивания карандаша. При помощи ножа грифелю можно придать наиболее удобную форму, также таким образом можно сделать острым кончик ластика, чтобы создавать различные эффекты в процессе создания натюрморта.
Как нарисовать натюрморт за одно занятие?
Научиться рисовать такую непростую картину за одно занятие вполне реально. Попробуем сделать это, следуя пошаговой инструкции.
Начинаем с линии горизонта, провести её нужно ниже середины листа, так как она будет обозначать край стола или другой плоскости, на которой располагаются предметы. Объекты изображения лучше брать несложные: можно взять фрукт и вазу. Эти предметы разные по масштабу, поэтому сначала намечаем их размер: вазу можно изобразить в виде прямоугольника, а фрукт (например, яблоко) как квадрат. Обращайте внимание на центр рисунка — он не должен быть смещён. Также важно не забывать о пропорциях и гармонии композиции.
Мы рисуем классическую вазу, у которой горло и дно одинакового размера, поэтому сразу отмечаем углы прямоугольника. Посередине прямоугольника, вдоль, проводим линию, симметрично разделяющую геометрическую фигуру. На ней отмечаем отрезки: небольшой сверху и снизу. Далее соединяем углы прямоугольника с отмеченными точками: так мы получим очертания горлышка и конусообразного дна вазы. Отдельное внимание уделяем дну. Так как мы рисуем реалистичную картину, важно отметить объем объекта: намечаем овал внизу вазы. За счет угла перспективы, круглое дно становится овальным, что придает фактурности объекту изображения. То же самое проделываем с горлышком, но здесь отмечаем окружность меньшего размера. Этим пунктом ни в коем случае нельзя пренебрегать, так как если горлышко будет просто линией, это будет значить, что вся композиция находится на уровне глаз, что нарушит геометрию натюрморта.
Фрукт, в нашем случае яблоко, рисовать проще: так как это не идеальная окружность, не стоит пытаться сделать объект симметричным. Не забываем про детали: отмечаем углубление с черенком.
Перед тем, как обозначить светотень и структуру предметов, нужно убрать лишние линии: сотрите ластиком ненужные овалы, которые мы использовали для построения вазы, и оси симметрии. Для тени используем более мягкий карандаш. В зависимости от расположения света намечаем собственную тень, повторяющую контур предметов — яблока и вазы. Не забываем, что этот участок не может быть однотонным. Из-за определенного положения света образуются полутени и светлые участки, их тоже обозначаем. Не забываем про блики на предметах: их можно обозначить ластиком или изначально оставить не заштрихованными. Далее намечаем падающую тень. Её расположение также зависит от света, так как тень находится в противоположной от него стороне. Помните, что чем дальше тень от предмета, тем она светлее.
Написание натюрморта маслом
Масляная живопись кажется непостижимым, невероятно трудным занятием, однако уверяем — стоит только начать! Шаг за шагом Вы обязательно сможете освоить эту технику, если желание создавать натюрморты преодолеет страх объёмной работы.
Итак, начинаем с окрашивания холста: заполняем всё пространство “жженой сиеной”. Далее — эскиз. Выше мы уже разобрали, как нарисовать композицию карандашом, теперь основные очертания композиции нужно сделать кистью. Убирать неточности очень просто — достаточно аккуратно провести тряпочкой по нужному месту, за счёт того, что такая краска долго высыхает, можно смело экспериментировать и не бояться ошибиться.
Далее нужно обозначить светотень и тёмные места натюрморта. Для этого на палитре нужно смешать необходимые цвета, добавляя разбавитель (в небольшом количестве). Создавать нужные оттенки следует аккуратно, так как важно учесть сочетаемость цветов. Отдельное внимание уделяем обозначению объёма предметов, важно учесть их структуру и положение в пространстве. Кроме того, не забываем про фон: он также должен обладать определённой фактурой. После прорисовки основных элементов можно приступить к деталям: добавляем реалистичности кувшину/вазе и яблоку, не забываем про блики от света.
Оставить комментарий