Пейзаж — жанр живописи, в котором предметом изображения выступает природа: городские и сельские ландшафты, атмосферные явления. В пейзажах нередко появляются животные и люди, но им отведена второстепенная роль.

Долгое время природные сюжеты служили лишь фоном основного изображения, но теперь — это самостоятельный жанр, который изучают в художественных школах. Пейзажная тема — безграничный источник вдохновения и возможность проявить творческое начало. В статье расскажем, как нарисовать пейзаж акварельными красками, какие материалы для этого нужны, где брать референсы, какие приемы и эффекты можно использовать.

Особенности создания пейзажей с помощью акварели

При создании пейзажей современные художники часто используют акварель для передачи природных явлений. Техника рисования акварельными красками позволяет делать воздушные, плавные переходы между оттенками. Акварель позволяет размывать границы предметов изображения, добавлять прозрачности или глубины.

Акварельные пейзажи идеально передают атмосферу природы, и даже настроение самого художника. Например, мрачное состояние автор может показать, изображая серые стены дождя или бушующую морскую пучину. Выбор оттенков будет соответствующим: глубокие синие, серые, черные.

Какие материалы нужны для создания акварельных пейзажей

пейзаж акварелью

Расскажем, какие материалы стоит приобрести начинающим художникам, чтобы нарисовать пейзаж.

Бумага

Состав. Для акварельных работ лучше брать 100% хлопок. Оптимальная плотность бумаги — 300 грамм. Чем выше плотность, тем лучше бумага удерживает влагу и пигмент.

Фактура. Гладкая бумага для акварели позволяет создавать реалистичные картины и делать разводы. Шероховатая помогает достигать разных эффектов. Самая универсальная фактура — среднее зерно. Бумага с зернистой фактурой лучше всего подходит для нанесения сухи штрихов.

Краски

Акварельные краски могут быть любыми, но мы рекомендуем продукцию для профессиональных художников. Такие краски обладают высокой пигментацией, легко смешиваются, образуя интересные тона. После покупки сделайте выкраску на акварельной бумаге, чтобы посмотреть, как они будут выглядеть на готовом рисунке, какие оттенки получатся при смешивании.

Акварельные краски лучше брать в тюбиках или в кюветах. В магазинах для начинающих и профессиональных художников большой выбор таких красок. Вы можете взять небольшой набор на 6 или 12 цветов, а потом смешивать их на палитре, чтобы добиться нужного оттенка. По мере развития художественных навыков, вы сможете пополнять свои запасы интересными оттенками, если это будет необходимо.

Рекомендуем иметь в своём арсенале и титановые белила. Они самые плотные по текстуре и отлично перекрывают пигмент. С их помощью можно наносить брызги по сухому либо мокрому листу для создания интересных эффектов, атмосферных явлений, звезд.

Краски с грануляцией — не обязательный атрибут начинающего художника, однако они помогают красиво писать по мокрому для проявления интересной фактуры. Краски имеют в составе не сильно перетёртый пигмент, который опадает в осадок. На тюбике стоит маркировка G. Чаще всего в состав таких красок входит черный пигмент Oxide Black. Именно он и выпадает в грануляцию. Краски можно комбинировать и добавлять нужные пигменты для создания определённых тонов.

Кисти

Для того чтобы нарисовать пейзаж красиво вам понадобится несколько видов кистей.

Плоский, широкий синтетический флейц идеально подходит для смачивания акварельной бумаги или заливки отдельных областей. Синтетика хороша тем, что не делает луж на бумаге. Лист остаётся слегка влажным. По мере работы с рисунком вы сможете дополнительно смачивать бумагу водой с одной или обеих сторон.

В работе с акварелью также можно использовать небольшие по размеру флейцы из пони или козочки. Ими удобно смачивать лист и выполнять крупные заливки. Неплохо справляется с аналогичной задачей крупная кисть из белки.

Флейцы из пони помогают рисовать фактуру дерева. Для этого нужно лишь слегка смочить кончики и набрать на кисть пигмент.

Держите в своём художественном арсенале кисти среднего размера — белку и колонок. Главное, чтобы они имели острые упругие кончики. Оптимальные размеры — № 5 и 6. Такие кисти идеально подходят для основных работ.

Чтобы нарисовать выразительный пейзаж вам понадобятся тонкие кисти: колонок, синтетическая, из барсука (каллиграфическая). Они имеют основание, которое вбирает в себя достаточное количество пигмента, а острый кончик позволяет филигранно прорисовывать мелкие детали. Рекомендуем также приобрести кисть-линер № 1, которая имеет одинаковую толщину ворса по всей длине и помогает прорисовывать тонкие линии.

В работе над акварельными рисунками вам также пригодится кисть-ластик из жёсткого ворса с прямым срезом. Она прекрасно удаляет пигмент даже с высохшего листа.

Ещё одна интересная кисть, которая поможет вам рисовать идеальные пейзажи — овальная из козы. Эта кисть реалистично передает фактуру, например, покрытие на старых стенах домов.

Для нанесения брызг, звёзд и снега подойдёт обычная зубная щетка или плоская синтетическая кисть.

Дополнительные материалы

В работе над акварельным рисунком вам понадобится планшет из пластика или органического стекла. Он нужен для выполнения работ по мокрому, когда лист бумаги необходимо смочить с двух сторон. Деревянный планшет не подойдёт, так как материал будет впитывать влагу.

Как где брать референсы и как с ними работать

нарисовать пейзаж акварелью

Нарисовать запоминающийся пейзаж можно при правильном подборе референса. Профессиональные художники предпочитают выезжать на натуру, начинающие зачастую используют фотографии, выполненные профессиональными фотографами. На них четко видны цвета и тоновые отношения, композиция, главные и второстепенные объекты. Имея перед собой детализированные изображение, художник сможет создать поэтапный пейзаж акварелью.

Есть и второй путь — более сложный, но именно он дает пространство для проявления творческого начала. Можно взять любительскую фотографию из Интернета, либо самостоятельно сделать случайный кадр, не задумываясь о композиции. При создании акварельного шедевра автору придётся самому выделять детали, за которые цепляется взгляд.

Для того, чтобы создать красивый пейзаж, необходимо внимательно изучить фотографию, следуя нескольким простым шагам:

1. Определите, что привлекает вас в изображении — цветовая гамма, контраст, объект, ритм. Запомните это и попробуйте изобразить главное на бумаге.
2. Посмотрите, откуда падает свет. Это поможет вам понять, как наносить свет и тень.
3. Оцените освещение. Оно тёплое или холодное? Выбирайте цвета и оттенки исходя из наблюдений. Тёплый свет излучают огонь или солнце. Холодный свет превалирует в пасмурные дни или в помещениях.

4. Определите расположение композиции пейзажа — вертикальное или горизонтальное. Обозначьте линию горизонта.

5. Сделайте набросок рисунка карандашом, выделите светлые и тёмные пятна.

6. Поработайте над цветовой гаммой пейзажа. Подберите оттенки, поэкспериментируйте с цветами путем смешивания красок на палитре и выкраски на бумаге. Например, для выполнения осеннего пейзажа вам потребуются следующие оттенки: рубиновый, охра, жёлтый, коричневый.

7. Соблюдайте последовательность в работе. Делайте заливку слоями, сначала верхний, потом нижний или наоборот, и только после этого переходите к работе над средней частью картины и прорисовке мелких деталей.

Часто новички не придают большого значения изучению референсов, и в этом заключается главная ошибка. Создание живописных пейзажей невозможно без тщательного анализа предмета изображения.

План работы над морским пейзажем

Продемонстрируем, как нарисовать картину в морском стиле акварелью поэтапно. Допустим вы хотите изобразить пейзаж и показать береговую линию, лодку, волны, эффектный закат.

Нарисуйте элементы рисунка тонким карандашом. Обязательно проведите линию горизонта. Делайте набросок лёгкими линиями. Прорисуйте силуэт лодки, мачту, спасательный круг, буйки. Учтите, что в воде очертания деталей будут искажены из-за волн.

Смочите флейцом лист с тыльной стороны и наложите на планшет. Увлажните лицевую сторону бумаги.
Подсушите середину листа феном или бумажными салфетками, чтобы нарисовать светлые объекты.
Вначале нарисуйте небо, а потом море. Для заливки неба используйте синие (ультрамарин) и золотистые тона. Можно немного добавить голубого оттенка. Сперва сделайте светлый тон, а облака наносите более тёмными красками.

Чтобы нарисовать эффектный закат, используйте следующие оттенки: охру, оранжевый, рубиновый. Добавьте немного ультрамарина, чтобы показать серебристый оттенок. Пока лист остаётся влажным постепенно добавляйте другие тона. Для изображения облаков используйте серую пейну и подмешайте немного рубинового цвета.

Переходите к заливке моря. При необходимости ещё раз смочите нижнюю часть листа. Для передачи красивых оттенков морской воды используйте ультрамарин, постепенно углубляйте тон зеленоватыми оттенками. Важно детально проработать тени и уплотнить тон возле лодки.

Волны нарисуйте по мокрому, используя цвет ультрамарин. На дальнем плане волны должны получиться мелкими, на переднем — более крупными. Регулируйте нажатие кисти: надавливайте сильнее или слабее в зависимости от того, какой эффект вы хотите получить.

После завершения работы над морем нарисуйте яхту. Проработайте мелкие детали с помощью тонкой кисточки-линера.

Обязательно дождитесь пока подсохнет каждый слой, чтобы предупредить смешивание цветов.

Какие акварельные приёмы можно использовать при создании пейзажей

В акварельной живописи существует множество техник и приёмов, которые помогают художникам решают определенные задачи. Мы расскажем о трех основных приемах. С ними справятся даже начинающие пейзажисты.

Заливки. Техника нанесения изображения по мокрому листу. Освоение этого приема поможет вам создавать легкие, воздушные картины, показывать плавные переходы цветов, добавлять брызги, разводы, либо, наоборот, забирать цвет там, где он не нужен.

Лессировка или фигурная заливка. Техника позволяет нарисовать объекты с выраженными очертаниями: деревья, тени, пятна с контурами.

Акценты. Для фокусировки внимания на отдельных деталях художники наносят линии, брызги, отпечатки сухими кистями, используя гуашь или титановые белила. Часто центром внимания становятся объекты на переднем плане: лодки, растения, животные, люди, лестницы, окна или двери, лавки, фонари.

Гармоничнее всего выглядит пейзаж, в котором художник филигранно использовал все три приема, сохранив баланс. Однако в некоторых работах автор намеренно может не задействовать какой-либо приём, если того требует творческий замысел.

Интересные акварельные эффекты

Расскажем вкратце и об акварельных эффектах, которые помогают обогатить рисунок, сделать его насыщеннее и интереснее.

Солевой эффект. Используется для передачи контраста на определённых участках картины. Например, зимний пейзаж можно обогатить при помощи обычной соли, которая имитирует падающий снег. Можно брать и мелкую, и крупную соль. Рассыпьте ее в нужном участке на мокрую краску, и вы увидите, как она поглощает пигмент, создавая необычную фактуру.

Мазки и пятна. Краску нужно наносить на мокрую бумагу крупными мазками, использовать метод наслоения, делать размытие.

Сухая кисть. Техника помогает создавать текстуры камней, скал, кору деревьев. Кисть с тонким кончиком нужно слегка окунуть в краску, излишки промокнуть о ткань или губку и после этого работать по сухой бумаге.

Гризайль. Это техника рисования краской одного цвета. Она отлично подходит для новичков, так как позволяет увидеть преимущества одного цвета и его оттенки. Зачастую применяются охристые или серые оттенки. После нанесения краски нужно дождаться ее полного высыхания и только после этого наносить новый слой.

Приходите на наши курсы, чтобы научиться волшебству акварельных эффектов в реальности. Мы покажем, как создавать композицию, работать со светотенью, делать заливки, смешивать цвета, использовать различные техники. Если хотите создавать гармоничные картины, записывайтесь на курсы в нашу студию. Под руководством опытного педагога вы будете писать картины, которые смогут передать заложенную в них идею.